Церковь "Quo vadis"

Церковь "Quo vadis" в Риме

Возможно, этот храм - единственный в мире с посвящением-вопросом: "Кво вадис, Домини?" - "Куда идешь, Господи?" Стоит он за городской стеной Рима, что была возведена еще до Рождества Христова, на старой Аппиевой дороге. По современным понятиям, отсюда недалеко до центра Рима, но даже по сию пору здесь - незаполненный разрыв между Вечным Городом и деревней, в которой пасутся овцы и цветут маковые поля (в апреле!). Сама же ветхая и узкая дорога, кажется, замерзла в веках, не поддаваясь влиянию западной цивилизации.

Маленькая церквушка по контрасту с пышными римскими храмами производит впечатление приятной бедности. И все же она очень знаменита. Отсюда, по преданию, начался крестный путь апостола Петра в Рим.

Апокриф говорит о том, что святой Петр, спасаясь от Нероновых гонений, бежал из Рима. На Аппиевой дороге он встретил путника, в котором с трепетом узнал Воскресшего Спасителя.

"Камо грядеши, Господи?" Апостол не услышал ответа, но увидел, что Христос направляется в Рим. Понял святой Петр, что так указуется ему Божия воля вернуться назад и принять мученическую кончину. Таково предание. Возникло оно на Востоке - первым его рассказал Ориген, - но позднее распространилось на Западе. О нем упоминает святитель Амвросий Медиоланский (Миланский) и другие западные духовные писатели. Исторический ли это факт или благочестивая легенда, установить нам уже не удастся. Впрочем, предание выглядит психологически достоверным - ведь Евангелие свидетельствует о том, что у апостола Петра был, как бы мы сейчас сказали, "хорошо развит инстинкт самосохранения". Если он трижды отрекся от Христа (потом глубоко покаявшись), то мог и попытаться скрыться от преследований, тем более, если его убеждала община римских христиан (по преданию).

В облике храма многое православному взгляду непривычно. Хотя его основание относят к тем временам, когда Рим еще не отделился от Вселенской Церкви - к девятому веку, нынешняя постройка возведена много позднее. На фасаде церкви прикреплен неуместный геральдический щит с тремя пчелами. Это герб аристократического семейства Барберини, на средства одного из членов которого, кардинала Франциска, был возведен храм. Первое, что встречает паломника внутри - бюст писателя Генрика Сенкевича. Известно, какую роль сыграл его роман (за который Сенкевичу была присуждена Нобелевская премия) в прославлении этого сюжета, но уместен ли здесь светский памятник? Его присутствие позднее объяснилось тем обстоятельством, что храмом заведуют польские монахи, а поляки, к прискорбию, часто смешивают свое национальное чувство с христианством, точнее - с католицизмом. Сам Сенкевич признавался, что на рассказ о преследовании христиан официальным Римом его вдохновляли истории подавления польских восстаний русским правительством.

В убранстве храма видна характерная для католицизма наглядность, "реализм". В центре аккуратно выложена дорожка, долженствующая представлять Аппиеву дорогу (при мне один чичероне уверял паломников, что это - ее часть). В середине дорожки - камень с отпечатками якобы ступней Христа, который даже путеводитель по церкви не рискует назвать истинным. По краям - два изображения. На одном - бегущий из Рима св. Петр, напротив - являющийся ему Спаситель. В алтаре, на боковых стенах - два креста с распятиями Христа и апостола Петра, который изображен головой вниз (по преданию, он счел себя недостойным быть распятым как Господь).

И все же, если отрешиться от "непривычности", ощущаешь скромную и смиренную обстановку, которая соответствует воспоминаемому преданию и располагает к молитве. В памяти возникает крестный путь апостола, что закончился там, где римляне поставили подавляющий своим величаем собор св.Петра. Начался же этот путь здесь, за городскими стенами, с вопроса "Камо грядеши?"

Святый апостоле Петре, твердый и боговещенный проповедателю, Владыку всех моли...


Бюст Г. Сенкевича в церкви "Quo vadis"
Бюст Г. Сенкевича в церкви "Quo vadis"

Источник: "Православный Санкт-Петербург" N23, май 1994 г.




Роман
История
Иллюстрации
Кино